Собакевич и Плюшкин: сравнение персонажей поэмы «Мёртвые души» (различия и сходства)

Собакевич

Первое впечатление. Сильный, прямолинейный и хваткий человек.

Портрет. Лицо калёного цвета, черты простые и грубые, непривлекательные на вид, не выражающие эмоций. Одеждой (коричневым фраком), внешностью и манерами (походкой) напоминает медведя, речь краткая и точная.

Отношения с окружающими. Ругает весь город, но ведёт с этими людьми дела.

Отношение к хозяйству. Основательно занимается хозяйством, участвует с крестьянами в работах. Жизнь крестьян в его имении устроена и отлажена.

Любимые занятия. Любит поесть.

Жизненные цели. Получение материальной выгоды любыми путями.

Шанс на духовное возрождение. Его духовное возрождение возможно (ведь он человек простой и неглупый), но очень маловероятно.

Плюшкин

Первое впечатление. Нелюдимый и подлый; бесполое существо.

Портрет. Он худощавый, с невзрачным лицом, с маленькими и бегающими, как у мыши, но ещё не потухшими глазами. Одет в грязные и рваные, неразличимые вещи. Манеры поведения сохраняют остатки былой воспитанности, он иногда пытается держаться достойно. Узнав о возможности получить деньги, меняется в настроении – радуется, начинает суетиться и заискивать. Речь показывает его ограниченность, он постоянно что-то бубнит, ругается и причитает.

Отношения с окружающими. К окружающим относится подозрительно и дел с ними не имеет. Они, в свою очередь, смеются над ним, презирают его и ненавидят.

Отношение к хозяйству. Его большое хозяйство совсем зачахло и обветшало. Из-за неуступчивости он не продаёт товары своих крестьян, но заставляет их продолжать работу, часто с ними ругается.

Любимые занятия. Копит деньги и старый хлам, постоянно осуждает окружающих и пытается убедить их в своей правоте.

Жизненные цели. Накопление.

Шанс на духовное возрождение. Он мог вести себя достойно в прошлом и ещё способен на идущие от сердца эмоции и порывы, поэтому имеет шанс на духовное возрождение.

Что объединяет Собакевича и Плюшкина? Оба героя духовно деградировали. Они обесчеловечены, автор сравнивает их с неодушевлёнными предметами и животными. Также герои обладают узостью интересов, которые сводятся к получению выгоды.